Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность»?

 Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»

 В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

 Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

  Составляющие функциональной грамотности

  1.  Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2.  Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  3.  Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4.  Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  5.  Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  6.  Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Министерство Просвещения РФ

  1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
  2. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
  3. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
  4. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

  1. Приказ №607 от 01.09.2022 «Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области на 2022/2023 учебный год»
  2. Приказ от 01.12.2021 №1050 «О внесении изменений в Приказ от 17.09.2021 №782 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Волгоградской области на 2021/2022 учебный год»
  3. Приказ от 23.07.2021 №84 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций Волгоградской области»
  4. Письмо от 22.09.2021 №11-09/9220 «О методическом обеспечении работы по функциональной грамотности»
  5. Письмо от 08.10.2021 №11-09/9956 «Об электронном банке заданий по оценке функциональной грамотности»

Департамент по образованию администрации Волгограда

  1. Приказ от 06.12.2021 №685 «О внесении изменений в приказ департамента по образованию администрации Волгограда от 27.09.2021 № 531 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОУ Волгограда на 2021/2022 учебный год»
  2. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений Волгоград, на 2021/2022 учебный год
  3. Приказ от 27.09.2021 №531 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОУ Волгограда на 2021/2022 учебный год»

Краснооктябрьское территориальное управление ДОАВ

Приказ №467 от 12.10.2022 «О назначении ответственных за мероприятия по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОУ Краснооктябрьского района Волгограда на 2022/2023 учебный год»